Служба школьной медиации
Работа службы направлена на помощь ученикам школы в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения могут проводиться службой только при добровольном участии всех сторон конфликта.
Уважаемые родители, учащиеся, учителя! В школе работает служба школьной медиации.
Служба школьной медиации — это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников данного учреждения, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Медиация — это процедура, в ходе которой стороны конфликта пытаются найти общее, устраивающее всех решение при помощи третьего, нейтрального лица – медиатора. Медиатор не принимает решения ни за какую сторону, он только организует процесс переговоров, в ходе которого стороны конфликта могут обсудить претензии друг к другу, обнаружить недостающую информацию, выработать список общих вопросов, подлежащих разрешению и договориться.
Медиатор при разрешении споров в своей работе опирается на следующие принципы
Принципы Медиации:
- ДОБРОВОЛЬНОСТЬ (медиация происходит с согласия сторон, включая принятие решения)
- РАВНОПРАВИЕ (каждый из участников имеет равное право высказаться, принимать участие в обсуждении и принятии конечного решения)
- КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ (медиатор и стороны не имеют права разглашать информацию, полученную в ходе медиации, без согласия сторон. Это помогает сторонам конфликта чувствовать себя защищенными)
- НЕЙТРАЛЬНОСТЬ (медиатор не решает, кто прав, а кто виноват)
Цель Службы школьной медиации: формирование благополучного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций.
Задачи:
- распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов;
- обучение участников образовательного процесса методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;
- снижение количества конфликтов через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде;
- организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о принципах и технологии восстановительной медиации.
Зачем нужна медиация в школе?
- Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
- В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
- Необходимо чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В СЛУЖБУ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Служба школьной медиации работает по запросу:
- Родителя
- Обучающихся
- Специалистов
- Учителя
- Классного руководителя
- Администрации школы
Состав службы школьной медиации в 2023-2024 учебном году
- Руководитель СШМ – Федорова Марина Владимировна, педагог-психолог, каб. 516
- Воронцова Анна Анатольевна, зам. директора по ВР;
- Алексеева Анастасия Михайловна, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями;
- Малыкова Елена Юрьевна, социальный педагог;
- Широких Анна Викторовна, учитель начальных классов;
- Воронцова Наталья Сергеевна, руководитель ОДОД;
- Волошина Елена Владимировна, член родительского комитета школы
Районный Турнир команд медиаторов-ровесников» 2018-2019 учебный год

Городской Турнир команд медиаторов-ровесников» 2018-2019 учебный год

Дипломы и сертификаты
Удостоверение о повышении квалификации. Федорова М.В.
ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ
- Зайцева Ирина Игоревна, педагог-психолог, руководитель СШМ в районе Психолого-педагогический центр «Здоровье», телефон: 233-66-03, улица Воскова, д. 9,11
- Ассоциация НП «Лига Медиаторов» одно из ведущих в Санкт-Петербурге сообществ экспертов в разрешении семейных, школьных и деловых конфликтов, телефон: +7 812 579-27-48
- СПб ГБУ “Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи “КОНТАКТ**” 8 (812) 388-46-27**
- Всероссийская служба детского телефона доверия: 8-800-2000-122
- Городской мониторинговый центр: 004
- Кризисная психологическая помощь для детей и подростков: 576-10-10
- Телефон доверия Консультативно-диагностического центра репродуктивного здоровья подростков «Ювента»: 251-00-33
- Телефоны доверия Детского кризисного центра Санкт-Петербурга: 371-61-10, 371-61-11, 371-61-13
- Кризисная психологическая помощь детям и подросткам: 234-34-00
- Телефон доверия центра «Единство». Для подростков от 14 лет и студентам до 21 года кризисная психологическая помощь: 715-05-45
- Кризисно-профилактическая служба для детей и подростков: 310-30-02
- 8-800-25-000-15- Федеральная линия помощи «Дети – он - лайн» (психологическая и практическая помощь детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью во время пользования интернетом или мобильной связью (виртуальное преследование, домогательство, шантаж), а также консультирования родителей и педагогов по теме безопасного использования Интернета детьми)
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность школьной службы медиации в ГБОУ СОШ №91 Петроградского Санкт-Петербурга
Федеральные и региональные акты:
- ФЗ Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012
- ФЗ Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) № 193-ФЗ от 27.07.2010
- Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»
- Концепция развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» № ВК-84407 от 18.11.2013
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию «О совершенствовании деятельности школьных служб медиации»
- Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по применению медиативных и восстановительных практик в работе с детьми и подростками, разработанные специалистами Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в сентябре 2016 года
- Методические рекомендации по созданию и организации деятельности в ГОУ служб медиации и примирения для разрешения на ранних этапах возникающих противоречий и конфликтов
- Изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 1430-р
Локальные документы:
- Положение о Службе школьной медиации
- Приказ об организации СШМ на 2023-2024 год
- План СШМ на 2023-2024 год
Дополнительные источники по медиации:
- Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений. Практическое руководство
- Роль родителей и мини-медиация (отрывок из книги Коновалова А.Ю. «Школьные службы примирения и восстановительная культура школы»)
- «Общение с ребенком. Разрешение проблем» (советы психолога родителям, по материалам газеты “Школьный психолог”)
- Рекомендации для педагога